О. ШАБАЛИНА
В ФАЛЬШИВОЙ МАСКЕ
Он
стоял за барьером, отделяющим скамью подсудимых от остальной части зала, —
невысокий, щуплый молодой человек с угрюмым исподлобья взглядом.
Сейчас всем, даже близко
знающим Владислава, его бритое лицо казалось почти незнакомым - до недавнего
времени он ходил с длинными, до плеч, патлами густой длинной бородой.
Эти атрибуты внешности, так же как непременные джинсы с заграничным «лейбом»
или гуляние босиком по центральным улицам города, видимо, казались Владиславу
проявлением той истинной свободы, глашатаем которой он выступал среди своих
единомышленников и собутыльников, как правило, лиц без определенных занятий.
Разумеется,
мы далеки от того, чтобы по внешности даже и «хиппи» (кстати, давно вышедшей из
моды на Западе), судить об истинной сущности человека, и, конечно, не длинные
волосы стали причиной того, что В. Бебко, студент Куйбышевского
политехнического института, оказался на скамье подсудимых.
Слишком необычны для нашей
действительности мотивы правонарушений, совершенных им, нетипичны, пожалуй,
даже исключительны для повседневной судебной практики. И все же мы решили
обратиться к материалам судебного процесса, чтобы попытаться разобраться в
причинах возникновения подобной жизненной позиции.
Это
случилось 7 ноября, когда во всем мире, всем прогрессивным человечеством
отмечалась очередная годовщина Великой Октябрьской социалистической революции.
Подвыпившие Бебко с
приятелями шли по вечерней улице. Увидев на одном из зданий праздничные плакаты,
Бебко сорвал их, но тут же был остановлен случайным прохожим и доставлен в
отделение милиции.
Злостное
хулиганство - так были квалифицированы его действия. Однако история морального
падения Бебко началась задолго до случившегося, и описанный эпизод - только
заключительное звено в его неблаговидных поступках.
Раньше Владислав Бебко
неоднократно клеветнически высказывался о советском строе. Что побуждало его к
этому? Скорее всего то, что в течение многих лет он аккуратно, изо дня в день
прослушивал передачи «Голоса Америки», «Би-би-си», «Свободной Европы»,
«Немецкой волны»... Словом, по его собственному признанию, всех западных
«голосов», вещающих на Советский Союз. И не только прослушивал, но и записывал
на магнитофонные ленты грязные антисоветские домыслы буржуазной пропаганды, размножал
их в рукописных копиях. | С какой целью это делалось?
На
суде Бебко сбивчиво пытался оправдать свои действия как увлечение философией,
социологией, историей. Однако все это
носило явно односторонний характер. Враждебный. И дело вовсе не в увлечении философией.
Рядом с Владиславом в
институтских аудиториях, в научных
кружках, студенческих клубах была настоящая, Увлекательная жизнь, интереснейшие
люди, крупные ученые. Именно здесь он мог наиболее полно приложить свои
способности, глубоко и серьезно заняться теми же общественными науками, социологическими исследованиями. Но Бебко строил свою жизнь
совсем по иным нравственным материалам. Бравада, знакомство с верхушками модных
на Западе философских течений, эффектная поза носителя «смелых», оригинальных
(а на деле, как говорилось выше, заимствованных из зарубежных радиопередач)
взглядов — вот что было истинной подоплекой его жизненной философии. А главное,
неумение и нежелание работать, найти себя в настоящем труде, напряженной серьезной
учебе.
Все это наглядно проявилось,
когда студенты были направлены в подшефный совхоз на уборку картофеля. Не
привыкший особенно утруждать себя, физический труд на поле Бебко счел слишком
унизительным.
-
Вкалываете задарма, как заключенные, - засунув руки в карманы, цедил он сквозь
зубы однокурсникам.
Куйбышевцы С. Уранов и его приятель, наслушавшись передач о «буржуазном
рае», решили изменить Родине и бежать за границу.
На снимке:
подготовленные ими для осуществления своих намерений водолазный костюм,
акваланг и стреляющее устройство.
-
Как ты можешь говорить так, ведь ты сам же будешь есть эту картошку!
- возмущались юноши и девушки.
Бебко лишь злобно огрызнулся.
Он
проповедовал свои «идеалы»: возмущался отсутствием в СССР свободы слова,
печати; предателей Родины, отщепенцев называл лучшими людьми, борцами за
правду - короче, повторял обычный набор антисоветских штампов. В оскорбительной
форме отзывался о достижениях нашего народа, осквернял все самое святое, что
есть в душе каждого советского человека.
Естественно,
высказывания этого проповедника капиталистического «рая», знакомого с ним,
кстати, лишь по пропагандистским буржуазным теориям, вызвали резкий отпор у его
однокурсников. Среди них не нашлось никого, кто поддержал бы Бебко. Студенты так
же, как позднее случайные прохожие на вечерней улице, его немедленно
остановили, призвали к порядку.
-
С Бебко невозможно было спорить, он вас просто не слышал, - рассказывают
ребята из его группы. - Создавалось впечатление, что человек этот ослеплен и
оглушен безудержной злобой ко всему советскому. И в то же время верит каждому
слову наших идейных противников.
Слепая
вера... Именно на это рассчитывают наши западные враги, ведя подрывную кампанию
против Советского Союза и других социалистических государств, затрачивая на нее
огромные суммы.
Бебко,
вероятно, и не подозревает, что стал жертвой массированной идеологической
обработки. Он даже не пытался сопоставить клеветнические измышления о советском
строе с фактами собственной жизни. А ведь как раз благодаря этому строю у
Владислава были все условия для плодотворной трудовой деятельности, для учебы.
Как же воспользовался он этими условиями?
Окончив школу, Владислав
пошел учеником слесаря на завод. И здесь ему сразу же не понравилась зарплата,
действительно, не слишком высокая у ученика, но для того чтобы стать
квалифицированным специалистом, мастером своего дела, надо напряженно
трудиться. Это Бебко не устраивало. После завода он сменил несколько мест
работы. Нигде не прижился. Тогда поступил в инженерно-строительный институт. Но
и тут особого рвения к наукам не проявил, был исключен. Спустя некоторое время
его зачислили студентом (умел-таки пробиваться!) еще в один институт, теперь
уже в политехнический.
Доморощенный
«философ» ни разу не задался вопросом: смог бы он, сын рабочего, в «обществе
свободы» с такой легкостью менять места работы, иметь реальную возможность
получить бесплатное высшее образование, приобрести профессию инженера?
По
словам Владислава, он увлекался общественными науками, стремился к объективному
познанию истины. Но если так, то разве не знал и ничего не слышал он о «запрете
на профессии» в капиталистических странах, о массовой безработице, о безверии,
разочарованности миллионов молодых граждан Запада, очень часто вынужденных заниматься
не тем, чем им хочется, а тем, что выгодно и прибыльно их хозяевам?
Легкомысленное
фрондирование, побудившее к старательному заучиванию догм антикоммунизма,
привело Бебко к полной беспринципности, оголтелой ненависти к советскому образу
жизни. И надо ли после этого удивляться тому, что его бывшие товарищи по
институту, когда Бебко был привлечен к ответственности за политическое
хулиганство, преподнесли ему суровый урок. Они сорвали с него фальшивую маску
«борца за свободу», предали презрению.
А что может быть страшнее
этого?
в.
молько
ОТРАВЛЕНИЕ МУЗЫКОЙ
С виду они
казались смиренными, эти юные дельцы, развернувшие широкую изворотливую спекуляцию
пластинками и пленками с записями так называемой битовой западной музыки. И
хотя страх, вызванный разоблачением, страх перед наказанием делал свое дело, в
их поведении, тем не менее, ощущалась упрямая убежденность в своей
невиновности. Правда, проявлялась она опасливо и робко, но все-таки
проявлялась. Вот здесь-то и был главный смысл и нерв наших долгих разговоров,
главный пункт, от которого они все время стремились уйти, уклониться. То при
помощи иронии и нагловатой фамильярности, то привлекая для маскировки деланную
искренность. Все это получалось у них, прямо надо сказать, неуклюже. Выдавала
стоявшая в глазах болезненная отрешенность. Она говорила об их внутренней
опустошенности порой больше, чем их слова.
Потом,
когда мы вместе будем слушать их любимые мелодии и ритмы (об этом речь дальше)
и они в такт им начнут непроизвольно и единообразно «пульсировать», внешнее
сходство их получит полное, так сказать, изначальное объяснение. Кстати,
тогда-то и возник - неожиданно, невольно - столь невероятный, на первый взгляд,
диагноз: отравление музыкой.
Разумеется,
определение это не претендует на полную бесспорность. Вместе с тем оно
опирается на достаточно обширный фактический материал, анализ которого
свидетельствует о том, что перед нами не просто частный случай, а серьезное отрицательное
явление, имеющее сложный общественно-идеологический аспект.
Вот эти четверо и их
письменные объяснения (с сохранением авторского стиля) о первых шагах, приведших,
в конце концов, к перерождению гражданского сознания и глубокому нравственному
падению.
Николай,
студент: «Сначала я слушал радиохулиганов, музыкальные программы «Голоса Америки»
и «Немецкой волны». Затем стал делать записи понравившихся мне мелодий...»
Олег,
студент: «Я начал увлекаться поп-музыкой, в частности музыкой битлов. О них я
узнал от знакомых и друзей. Также я слушал музыкальные программы «Радио Швеции»
и на английском - «Би-би-си»...
Виктор,
работник театра оперы и балета: «В летние месяцы я находился на заслуженном
мною отдыхе в городе Ульяновске. Там я услышал и несколько ознакомился с
музыкой, как принято ее называть, поп-музыкой, т. е. популярной музыкой.
Признаться, она меня весьма заинтересовала некоторыми особенностями... »
Александр,
студент: «Я и Виктор познакомились с Николаем на одном из школьных вечеров. В
первый же вечер выяснился общий интерес к музыке - вначале к легкой, эстрадной,
не обязательно к зарубежной. Стали встречаться, приходить друг к другу,
переписывать музыку опять же друг у друга. Спустя некоторый период времени
стало недоставать имеющихся записей, хотелось послушать что-то новое.
Познакомились с Михаилом. Учился он или работал, не знаю. У него записывали
музыку за небольшие суммы, но чаще за спиртные напитки. Это продолжалось около
года. Всего за год записали 10 -15 кассет.
Летом
мы с ним не виделись. Он каким-то образом попал в тюрьму, за что - не знаю. К
этому времени мы были знакомы с Непряхиным. У Непряхина мы записывали музыку с
ленты, а иногда с пластинок. С ним часто ругались из-за долгов, потом
поссорились окончательно и больше его не видели. Вскоре была приобретена одна
пластинка стоимостью в 20 рублей. Это было начало...»
Да, это было начало
деятельности подпольной «фирмы», которую возглавили Николай и Виктор (кличка -
«Зеленые мальцы») и в которой Александр был на побегушках. Он стал своеобразным
агентом по сбыту, выявлению покупателей, «клиентов», желающих переписать
бит-музыку.
-
Больше всего, - говорил он, - мне нравится поп-классика. Обработка некоторых
классических произведений в исполнении, бит-ансамблей. Чем нравится?
Я
вижу в поп-классике сочетание прошлого с новым - электрическим, резким и
мощным!
Не правда лиг какое более
чем любопытное эстетическое кредо? При этом ни Александр, ни другие любители и
почитатели поп-классики даже и не подозревают о существовании многих
прекрасных современных обработок, в которых бережно сохранен дух произведений,
их глубоко национальный характер. Нет, они восхищаются такими обработками,
когда сквозь бессмертные творения Баха, Бетховена или Чайковского пропускается
электрический ток гитар, когда эти творения подвергаются немилосердной
ритмизации ударными инструментами. Они млеют, они наслаждаются грохочущим
примитивом, разрушающим благородные высокие чувства, выхолащивающим
философскую мысль, глубину и бесценное духовное богатство гениальных творений.
Вырвав из контекста классического произведения несколько мелодических фраз,
поп-классики порой с каким-то психически-болезненным упорством повторяют их,
придавая им «электрическое, резкое, мощное» звучание...
И вот мы все вместе начинаем
слушать их музыку. Бесконечный давящий ритм, удары, нагнетающие напряжение. Одни
названия чего стоят «Черный шабаш» и
«Судороги».
- Нужно слушать, когда
громко включено, иначе пропадает эффект, - сказал Олег.
- Это долго слушать нельзя,
- словно по секрету шепнул Николай, продолжая «пульсировать».
А
вот свидетельство (и самокритика) одного «профессионального» битломана Сергея:
- Битовая музыка исполняется
ансамблями, которые ставят своей целью ошеломить слушателей, повлиять на
психику при помощи всевозможных ритмовых рисунков и электрических эффектов.
Правда, имеется и очень хорошая музыка - мелодичная, содержательная, и песни на
гражданские темы, пропив войны. Однако надо заметить, что именно такая музыка
не пользуется популярностью у битломанов. Им гораздо более по душе
патологические явления в музыке, что в основном определяется их вкусом и интеллектом.
Обычно битломаны - малокультурные люди и легко поддаются музыкальной
обработке. Причем наиболее отзывчивы они к шумной, громкой музыке, с воплями и
навязчивым ритмом. Да, да, им по душе такие сочинения, где очень мало музыки,
но много крика... Психологическое воздействие жесткой битовой музыки даже низкого
качества очень велико, — продолжал Сергей.
Примитивные формы
музыки оказывают более сильное влияние, чем, например, джазовые композиции,
отличающиеся глубиной, а иногда и сложностью. Это влияние проявляется в том,
что на вечерах и концертах публика быстро «заводится». Я сам часто наблюдал,
как на танцах иные буквально с двух-трех тактов входили в экстаз. И еще вот
что. Влияние битовой музыки (не всей, конечно) способно заставить человека с
низким уровнем развития бесчинствовать, то есть приводит его в состояние
полуневменяемости.
Не для дополнительного
доказательства очевидного, а для более широкого взгляда на рассматриваемое нами
явление стоит обратиться к высказыванию английского писателя Джеймса Олдриджа:
«Вспомним недавнее прошлое:
рождение так называемой бит- или поп-музыки. У колыбели ее стояли такие
певцы, как Боб Дилан и группа «Битлз», причисленные ныне к лику поп-кумиров.
Нелишне напомнить, что этот жанр, к которому сохранили привязанность еще многие
тысячи юношей и девушек, вызывает в человеке эмоции неудовлетворенности,
ностальгии, нигилизма.
Безумства на сцене
поп-певцов, с одинаковой экзальтацией и неистовостью поющих о войне, о мире, о
любви, напоминают мне мрачные далекие времена. Мне кажется, что в ритмах и
танцах первобытных соперников звучала такая же однозначная, примитивная
ярость. Восхищение и поклонение, которыми окружены поп-кумиры, их способность к
саморекламе вошли уже в поговорку. Однако в этом процессе интересно проследить
трансформацию их политических взглядов и высказываний. Боб Дилан, например, в
последнее время стал яростным защитником государства Израиль и его политики».
Знают ли об этом наши
«зеленые мальцы», наслаждающиеся песнопениями Боба Дилана и других идолов и
вовсю ими торговавшие? Кроме того, они обязаны иметь хотя бы общее
представление о борьбе прогрессивных деятелей музыкальной культуры Запада
против угрожающего «всемирного потопа поп-музыки».
Именно под таким
впечатляющим и оправданным названием журнал «Советская музыка» опубликовал Открытое
письмо выдающегося американского поэта и певца Пита Сигера, призывающего
молодых людей мира защищать национальные музыкальные богатства своих народов и
стран.
Не менее интересен для
нашего разговора и комментарий к письму П. Сигера. Разделяя его выводы и его
пафос, музыковед Г. Шнеерсон, в частности, писал: «Поп-музыка как определенное
идейно-эстетическое явление отмечена острыми противоречиями. Одно из них,
например, заключается в том, что любое, порой даже очень серьезное, жизненно
важное содержание передается самыми примитивными — на «биологическом уровне»!
— средствами выразительности».
Одной, не столь уж трудной
догадки, одного предположения о существовании связи между, так сказать,
эстетическим идеалом и гражданскими. устремлениями «зеленых мальцов» было,
конечно, недостаточно. Хотелось выяснить более конкретно, какое же влияние на
формирование их мировоззрения оказала бит-музыка, ее содержание, структура, ее исполнительская
манера, стиль. Ответ оказался поразительным: все пристрастия, вкусы и взгляды
на окружающий мир «зеленых юнцов» были сформированы исключительно под влиянием
и воздействием бит-музыки. Исключительно! Из всего мирового музыкального океана
прошлого и настоящего они предпочитали этот единственный источник наслаждения
<и информации.
Поражает и объем принятых
доз бит-музыки. Вот лишь очень приблизительные подсчеты ее потребления. В
течение трех-четырех лет один слушал около 3 тысяч часов, другой — 4700, а
третий — свыше 6 тысяч часов. Бывали дни, когда каждый из них, не отрываясь,
сидел у проигрывателя по 8—9, а то и больше часов подряд!
Нет, тут не просто о
потерянном понапрасну времени идет речь. Я имею в виду болезненно-алкогольную
тягу к бит-музыке, своего рода психическую аномалию. Не думая упрощать сложный
процесс внутренней деформации личности под воздействием бит-музыки, право же,
невозможно удержаться от предположения, что такое количество такой музыки
просто не может не перейти в качество.
вдогонку и разбирать что к
чему... Нужны еще и смотры, фестивали, конкурсы. Только тогда появится критерий
истинности. А то ведь как часто бывает: увидят ребята раскрашенную пластинку и
очаровываются, как дикари. Я покупаю пластинки многих западных популярных
групп. Иной раз слушать нечего — труха. А они эту «труху» слушают, ей
подражают».
О если бы такое подражание
было безвредно и все дело ограничивалось бы «легким» отравлением скверной
бит-, поп-, рок- и прочей музыкой! Увы, пока мы «поднимали веки», появились и
явные признаки отравления словом, «завернутым» в музыкальную рок-обертку. Об
этом с большой тревогой, озабоченностью и горечью написал В. Владимов в статье
«Глаза — направо и между нами» в «Литературной России» в том же 1981 году. И в
статье, и в обзоре писем читателей главное внимание было обращено на
«поэтическую основу» песен уже нашей, весьма оглушительной рок-группы «Машина
времени».
Мнение читателя В. Киселева
из Свердловска, думаю, стоит того, чтобы к нему серьезно прислушаться:
«Близкое знакомство с
концертной программой, которую «Машина времени» усилиями Росконцерта «прокатала»
в минувшем году во многих городах, позволяет ' обнаружить не только бездумно
смонтированные тексты, но и, пусть порой не слишком поэтично выраженную,
все-таки довольно определенную общественную позицию — манерно-нигилистический
скепсис по отношению к нашей действительности, «усталость» от жизни,
свойственную хиппи-переросткам.
Концерты «Машины времени»
характеризуют вульгарно-буйное поведение на сцене, сценическая одежда с
изображением американского национального флага, громкие декларации о том, что в
противовес «устаревшим» ВИА и прочим исполнителям рок-группа обращается к
животрепещущим темам, волнующим советскую молодежь.
Что же, по мнению А.
Макаревича, советскую молодежь волнует?
Программа открывается песней
«Мой город», в которой солист, он же автор песни и руководитель группы,
объявляет себя «певцом предсмертной красоты».
Приведя полностью текст этой
песни о «пустом и пыльном, как музей, забытом богом городе», где «даже днем
таится ночь» и в «пустых дворцах отныне прах», В. Киселев продолжает: «И уж
совсем неожиданными красками А. Макаревич рисует советскую молодежь в песне
«Кого ты хотел удивить?» Буквально заходясь в истеричном вопле, музыканты, что
называется, ошарашивают публику неожиданными откровениями:
Ты можешь, ходить,
как запущенный сад,
А можешь все наголо брить.
И то, и другое я видел не
раз.
Кого ты хотел удивить?
Но после этого
анекдотического зачина автор касается куда более серьезных понятий и пытается
так же походя развенчать веру в идеалы, разумное начало, жажду человеческой
деятельности на благо других».
Заканчивая первую часть
своего письма, В. Киселев пишет: «Спасибо добросовестному худсовету, в котором
участвовал М. Владимов, сказавшему этому товару с идеологическим душком: нет!
Но горько сознавать, сколько худсоветов уже проявили некоторую безответственность,
сказав: да».
И в качестве примера уже не
некоторой, а полной безответственности читатель приводит появление двух песен
А. Макаревича на вкладной пластинке журнала «Клуб и художественная
самодеятельность», 1980, N2 12: «Размытые нравственные критерии характерны для
«Песни о правах человека», в которой провозглашается абсолютное право каждого
выбирать для себя «волю» или «неволю». В песне «Пока горит свеча» А. Макаревич
объявляет, какая сложная душевная неустроенность стала его крестом — «быть с
собой в разлуке»... В жизни можно встретить немало таких юных «страдальцев»,
увлеченных самолюбованием, — страдальцев на мягком диване, которые в своем
далеко не преклонном возрасте музыкально постанывают, что «дней осталось мало,
и выпал снег, и кровь не горяча». Но надо ли давать им слово на страницах
всесоюзного издания? Тем более что все это шикарное страдание при свечах
сменяется напористой декларацией-предупреждением: «Но если плечи песни мне
расправить, как трудно будет сделать так, чтоб я молчал»...
Наверное, к этому
предупреждению стоит прислушаться музыкальным ведомствам, приласкавшим «Машину
времени». Прежде чем расправлять плечи, пусть эта группа постигнет азы нашей
идеологии».
Нет, не ради пустого
словоговорения один американский теоретик «психологической войны» заявил:
«Теперь первостепенным стало для разведки не то, что мы добываем из
социалистических стран, а то, что мы туда вносим».
Недооценка такого рода
заявлений, как, впрочем, и прямолинейно-примитивное их толкование, превращающее
революционную бдительность в подозрительность, одинаково вредны. Особенно в
борьбе с музыкальной интервенцией Запада. Кроме того, борьбу с ней нельзя
превращать в краткосрочную кампанию, да еще с шумной «ломкой дров». Ведь адрес
тут особенный — тончайшие сферы человеческих эмоций, сознания, многосложный и
трепетный мир чувств. Настоящий успех здесь может прийти только в результате
целеустремленного единства научно-практических действий — психологов и
социологов, музыковедов и педагогов, воспитателей, комсомольских работников и
всех организаций, имеющих отношение к музыкальному образованию, просвещению,
самодеятельному и профессиональному искусству. Разумеется, никакой успех здесь
невозможен без участия родителей. Участия мудрого и волевого.
Твердая уверенность в том,
что врагам мира и социализма никогда не удастся подорвать духовное здоровье и
политическую монолитность нашей советской молодежи, ее веру в коммунистические
идеалы, не должна порождать беспечное благодушие. Нельзя забывать, что мирное
сосуществование — одна из форм классовой борьбы. Что в области идеологии эта
борьба развернулась в последние годы в невиданную битву идей и уже называется
войной. А на войне как на войне — любое благодушие, любая беспечность недопустимы
и вредны.
А. ШЕРСТНЕВ
У ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕРТЫ
Среди многочисленных
посетителей, приходящих в редакцию, он ничем не выделялся. Разве что был подчеркнуто
корректен и вежлив. Но дело, которое привело этого человека в газету, было
необычным, потому и беседа у нас вышла и трудной и длинной.
Выполняя поставленное моим
собеседником условие, не буду называть его подлинного имени. Дубов (назовем
его так), пятидесятилетний человек с аккуратным зачесом светлых и потому с
незаметной сединой волос, немного нервничал. Еще бы! Легко ли в беседе с
незнакомым человеком философствовать о своих, мягко говоря, неблаговидных делах
и сохранить объективность оценок собственных поступков? Желание выглядеть в
более привлекательном свете чувствовалось в каждой его фразе.
На протяжении ряда лет Дубов
в кругу друзей, товарищей по работе охаивал наш советский строй, наши порядки
и превозносил все западное, все, что там, в «свободном мире». Там — демократия,
там — свобода слова, у нас же нет ни того ни другого.
— Ну а в чем вы видели
ущемление демократии у нас?
Дубов прячет глаза:
— Я говорил, что нужно
ввести двухпартийную систему, партии соперничали бы между собой.
— А чьи интересы выражала бы
другая партия?
Ответа нет.
Получается, Дубов не знает
истории своего народа, своего государства, не видит реальной жизни — или не
хочет видеть? — если позволяет себе так легко рассуждать на эту тему. Ведь вся
наша жизнь неопровержимо свидетельствует, что в ходе построения развитого
социализма в советском обществе достигнуто невиданное в истории сплочение всех
классов и социальных групп, наций и народностей в дружную братскую семью.
И Коммунистическая партия не
имеет иных целей, кроме тех, что связаны с интересами и потребностями этой
новой общности — советского народа.
Кому же нужна какая-то
альтернатива этим всенародным интересам? Только нашим идейным противникам.
Другого ответа быть не может.
Нет, считать себя врагом
Дубов не желает. Он, дескать, проповедовал просто демократию. Может быть, он
действительно настолько политически безграмотен, что не понимает: никакой
абстрактной демократии не существует. Это классовое понятие. Есть демократия
пролетарская. И есть демократия буржуазная, которая, по словам В. И. Ленина,
является раем для богатых, ловушкой и обманом для эксплуатируемых, для бедных.
За такую «демократию» и ратовал Дубов, не давая себе труда задуматься, какова
же подлинная цена этим громким словам о «правах человека», о «свободе», о том
«свободном» мире. Какое дело до всех этих «прав» безработным «самой свободной»
страны — Америки? Или неграм, в отношении которых жестко проводится политика
расовой дискриминации? И какое дело, например, американскому рабочему люду до
того, кто у власти: демократ или республиканец? Ставка в этой межпартийной игре
все равно одна — безудержная гонка вооружений и нагнетание напряженности в
мире.
Такими вопросами Дубов себя
не утруждал. Просто, склонному к непомерной амбициозности, ему хотелось
чувствовать себя гигантом духа. Проще говоря, занять более видное положение в
обществе. Но для этого нужно, помимо способностей, много, очень много трудиться.
Такой путь для Дубова не подходил. А поскольку он в труде не усердствовал,
честолюбие его не было удовлетворено.
Чем же его потешить, это
честолюбие? В данном случае показать кукиш в кармане, клеветать на Советскую
власть, которая не дает его личности проявиться в полной мере? Между прочим,
клеветать на власть, которая вырастила его, выучила, обеспечила работой, благоустроенной
квартирой, взяла на себя заботы по обучению его детей, которая, после его
перехода на инвалидность, выплачивает ему пенсию...
Так что все-таки предпринял
Дубов? Перво-наперво дезертировал из комсомола. А когда на судне — он тогда
работал в водном транспорте — его попросили
заменить на работе товарища, заявил, что это незаконно и
объявил... голодовку. И тут же закончил ее, ибо струсил: можно ведь обессилеть.
Коллектив судоремонтного
завода, к которому было приписано судно, дал Дубову достойную отповедь. Единодушно
осудили его речники и за распространение порочащих советский строй измышлений,
и за легкомысленную болтовню по поводу передач западных радиостанций. А
главное, что поставили тогда в вину новоявленному борцу «за права человека», —
его нежелание по-настоящему трудиться.
Клятвенных заверений на том
собрании, обещаний изменить свое поведение Дубов не сдержал.
Он по-прежнему оставался
глух к правде советской действительности, зато верил во все слухи и домыслы,
так или иначе порочащие наш строй, нашу жизнь. Черпал их, конечно же, из
загрязненного зарубежными злопыхателями эфира. Передачи «Голоса Америки», «Немецкой
волны», «Свободы», откровенно подчиненные задачам идеологических диверсий,
полностью отвечали настроению Дубова. Они, собственно, и рассчитаны на таких
людей — с какой-нибудь ущербинкой, политически незрелых, охотно воспринимающих
любую ложь, измышления и подтасовку фактов. Они делают ставку на мещанскую ограниченность
людей, тех, что не будут затруднять себя серьезной умственной работой, а по
извечной привычке мещанина, который, по словам М. Горького, все явления
объясняет «лишь для того, чтобы оправдать себя, свою пассивную позицию в битве
жизни», сразу подхватят любую сплетню и клевету на наше общество, занятое
активной созидательной работой.
И нашептывал Дубов в кругу
больных во дворе клиники, что советский строй народу не нужен и Октябрьская
революция тоже была не нужна. Вот так, ни меньше ни больше, сразу за весь народ
решил, что ему нужно, а что — нет. За народ, который завоевания Великого
Октября в годы Великой Отечественной войны отстоял ценою двадцати миллионов
жизней своих лучших сынов и дочерей.
Чьи же мысли излагает Дубов?
Не свои ли? Нет! Как заурядный подпевала вторит он разнесенным в свое время по
эфиру «пророчествам» и «откровениям» Солженицына.
Некоторая часть литературы, засланной зарубежными антисоветскими центрами
в адрес организаций и жителей Куйбышевской области.
— Я считал, — мнется
собеседник, — что Александра Исаевича Солженицына просто не поняли у нас.
Именно так: «Александра
Исаевича».
Но сам-то Дубов не очень
хорошо понял этого не просто отщепенца, а предателя, ставшего рядовой пешкой в
игре ЦРУ.
Интересные данные на сей
счет приводит Н. Н. Яковлев в книге «ЦРУ против СССР» (Москва: Молодая
гвардия, 1979). В одной из официальных американских публикаций говорится о
директиве начальника управления подрывной работы ЦРУ, изданной в 1961 году и
касающейся использования в подрывных целях художественной литературы.
Директива эта, в частности, гласит, что ЦРУ «поощряет написание политически
значимых книг неизвестными иностранными авторами, либо прямо субсидирует
автора, если возможны тайные контакты, либо косвенно — через литературных
агентов или издательства». Солженицын из кожи лез, чтобы быть «поощренным» ЦРУ,
однако угождал своим новым хозяевам не всегда и не сразу. Это подтверждает в
своих мемуарах бывший — на рубеже шестидесятых-семидесятых годов — американский
посол в СССР Д. Бим. Он пишет: «Солженицын создавал трудности для всех, евших с
ним дело... Первые варианты его рукописей были объемистой, многоречивой, сырой
массой, которую нужно было организовать в понятное целое... они изобиловали
вульгаризмами и непонятными местами, которые нужно было редактировать».
Понятно, в каком духе обрабатывали его сочинения такие, с позволения сказать,
редакторы. Очутившись на Западе, Солженицын с гордостью признается, что давно
наладил тесные контакты с «радиоголосами» на Западе. Что бы ни передавал
Солженицын, все моментально включалось в соответствующие радиопередачи на
СССР.
Как же можно считать, что
этого человека у нас «не поняли»? Очень даже поняли! То же самое и на Западе.
Но удобен он был для западной пропаганды только до тех пор, пока клеветал,
находясь в нашей стране. А едва очутился за границей, предстал перед тамошним
обывателем не в ореоле «борца» и «пророка», а скорее самодовольного монархиста.
Широко известно
перепечатанное всей западной прессой свидетельство популярного американского
журнала «Ньюсуик» об обмене репликами на заседании правительства в период
приезда Солженицына в США:
«Президент Ричард Никсон с
некоторым удивлением заметил своим коллегам:
— А ведь Солженицын правее
Голдуотера! Государственный секретарь Генри Киссинджер, по основной профессии историк,
уточнил:
— Нет, г-н президент. Он
правее царей».
В очень трудное положение с
Солженицыным попали зарубежные профессионалы-идеологи.
Наслушавшись «радиоголосов»,
Дубов решил, как он говорит, что в сочинениях Солженицына раскрывается
подоплека наших порядков. Между тем даже сами западные пропагандисты,
специализирующиеся на «психологической войне», о его творениях отзывались
весьма нелестно. По свидетельству чешского публициста Томаша Ржезача,
основательно исследовавшего спирали измены Солженицына, один из комментаторов
радиостанции «Свободная Европа» К. Ездинский так отозвался о романе «Архипелаг
Гулаг»:
«Эту глупость мы, конечно,
должны были дать в эфир. Шефы этого хотели, лично я тоже не имел ничего против
того, чтобы вызвать у большевиков головную боль. Хотя я сомневаюсь, что у них
будет болеть голова из-за этой чепухи. Солженицын нам сам навязался. Мы не
могли заплатить ему много, и он согласился на гонорар в тысячу долларов. Это,
в сущности, ничто. Ну ладно, и то хлеб. Мне даже жаль было тех ребят, которым
пришлось эту муру читать по радио. Ничего не получилось. Ни по-русски, ни
по-немецки, а я эти языки достаточно хорошо знаю. Это можно делать только по
долгу службы».
Есть и еще одно любопытное
высказывание, разоблачающее насквозь лживый характер писаний Солженицына. Он,
разжалованный офицер, осужденный за антисоветскую агитацию и попытку создания
антисоветской группы, находился в одном лагере с П. Дорониным, ныне проживающим
в Куйбышевской области, спал с ним на соседних нарах:
— Хотя Солженицын в книге
«Один день Ивана Денисовича» красочно описал лагерную «баланду», однако ел он
ее лишь изредка, так как он мог поесть все, что ему хотелось, в лагерной
столовой за деньги... Кстати, после окончания бригадирства его перевели на
работу в лагерную библиотеку. В распоряжении Солженицына были любые книги из
этой богатой библиотеки. Он имел возможность читать все центральные газеты, два
раза в неделю ходить в кино. И вообще он жил почти как на свободе...
Идеи лжеца и лицемера
Солженицына и пытался проповедовать Дубов. Однако он чувствовал: его попытки
подпевать предателю встречают все более резкий отпор со стороны окружающих.
Особенно остро почувствовал это, будучи на излечении в стационаре заводской
больницы. Находившиеся с ним в одной палате люди просто-напросто потребовали,
чтобы он прекратил антисоветскую болтовню.
И понял Дубов, что он
находится у черты, за которой его поступки превращаются в действия, оцениваемые
как антисоветская агитация и пропаганда, распространение злостной клеветы на
наш строй, на нашу советскую действительность. Действия, которые, между прочим,
в соответствии с нашим законодательством уголовно наказуемы.
Дошло до сознания Дубова и
то обстоятельство, что для его сыновей, учащихся советской школы, отец, у
которого и друзей-то
настоящих нет, а только знакомые по книжному «черному рынку», перепевающий с
чужого голоса разные антисоветские небылицы, — далеко не лучший образец для
подражания. Он должен был признаться самому себе: и ему хочется, чтобы дети
росли честными и правдивыми, работящими и активными в жизни, чтобы у них была
чистая совесть и они могли смотреть прямо людям в глаза.
Многое, вероятно,
пересмотрел в своих взглядах Дубов, если решился вслух осудить свои неблаговидные
поступки. И готов написать покаянную статью. Надо надеяться, пересмотрел
искренне. Потому, с его согласия, и решено предать этот разговор гласности.
А. КОЗЛОВ
ПОДВОДНЫЕ КАМНИ
Молодой торговец весь день
крутился на своей утлой лодчонке вокруг стоящего на рейде советского судна.
Предлагал разные безделушки, ножи-стилеты и украшения, выдаваемые им за
золотые. Заговорщицки показывал порнографию. Пытались причалить к
нефте-рудовозу и другие сомнительные личности. Вахтенные едва успевали их
отгонять. Трудно сказать, все ли среди этих торговцев были движимы только чисто
коммерческим интересом. Во всяком случае, их стремление втянуть в сделку,
пусть даже маленькую, именно советских моряков сразу бросалось в глаза. Да вот
беда: ничего-то из этого не получалось.
Прибыв в иностранное
государство, наши моряки не спешат в сомнительные портовые бары, предпочитая
дешевым удовольствиям знакомство с достопримечательностями городов, обычаями и
бытом их населения. Точно так же поступают и куйбышевцы. Во многих заграничных
портах побывали они за последние годы. Суда пароходства «Волготанкер» активно
осваивают маршруты на Балтийском, Черном, Средиземном, Эгейском морях. Заходят
они в порты арабских стран, Греции и других держав.
Жизнь многих портовых
городов сплетена воедино с делами моря. И неудивительно, что прибытие советского
танкера или иного судна вызывает оживление в порту: одни занимаются снабжением
экипажей продуктами и пресной водой, другие принимают груз, третьи хотят запросто
встретиться и поговорить с людьми из Страны Советов. Но порой приходят к судну
и с намерениями нечистыми, провокационными.
Настойчивым до нахальства
оказался один <из мастеров финского нефтяного причала. Неоднократно обращался
он с просьбой продать ему водку. В очередной раз получив от моряков отказ, он
ворвался в каюту штурмана, положил на стол две пачки денег.
— Это лично вам. Водку
привезете в следующий раз.
Штурман тотчас выпроводил
зарвавшегося «коммерсанта».
Здесь же, в Финляндии, на
подходе к порту один из танкеров принял на борт лоцмана. По его неосмотрительности,
если не по злому умыслу, танкер был посажен на мель. О подводные камни продрал
днище, но самого неприятного, потери жидкого топлива, не произошло. Омывающие
берега воды остались чистыми. Иностранные газеты писали потом, что море спасла
надежная обшивка советского танкера.
Подводные камни подстерегают
не только суда, но и самих моряков. Там, вдали от родной страны, одновременно
с прочностью и надежностью волжских судов проверяются и политическая
стойкость, неподкупность, моральная чистота членов экипажей. Примеров тому
немало.
... Прилично одетый высокий
блондин ' подходит к группе моряков и пытается объясниться по-русски. Моряков
подкупают застенчивая улыбка незнакомца, его вежливость, обходительность. Они
соглашаются принять от него подарки — красивые книжечки, похожие на блокноты.
Взамен вручают незнакомцу свои сувениры: виды родной Волги, значки, неизменные
матрешки. Тот благодарит и быстро удаляется.
Разглядывая сувениры, моряки
к своему удивлению обнаруживают, что блокноты эти — молитвенники.
— Вижу, — говорит один из
членов экипажа, — какая-то книжечка, обрадовался, подумал—шведский разговорник
или словарь. А на что мне религиозная чепуха?
И книжечки летят за борт.
В Копенгагене в каюту
капитана танкера «Волго-
нефть-260» пришел сотрудник
портовой администрации.
Приветственно вскинул руку и
передал два объемистых
пакета, судя по
маркам и штемпелям, прибывшие по
почте.
— Советские газеты, — обрадовались
на танкере и, не раздумывая, вскрыли пакеты
Каково же было их
возмущение, когда из пакетов вывалилась зарубежная антисоветская макулатура!
Тут-то они и вспомнили, что портовой сотрудник по своему положению не должен
заниматься доставкой на суда
Пограничники изымают антисоветскую литературу, которую идеологические
диверсанты пытались ввезти в нашу страну
корреспонденции. Капитан
заявил официальный протест администрации порта, а там лишь плечами пожали.
Стоит ли, мол, 'Из-за этого поднимать тревогу? Стоит! Танкер еще не успел
окончательно закрепить концы на причале другого порта, а на палубе уже появился
элегантный мужчина с модными усами. По-военному прищелкнул каблуками, протянул
визитную карточку:
— Моя фирма с радостью
обслужит вас.
Требовалось закупить кое-что
для команды, и капитан воспользовался услугами элегантного мужчины. Однако,
сделав необходимые закупки, не удержался от соблазна — взял порнографический
журнальчик. То же самое сделали и некоторые его спутники.
В открытом море люди опомнились.
— Товарищи, да это хуже
помойной ямы!
— И купчишка этот какой-то
подозрительный. Сказал, что родом из Лодзи, а возврата туда нет.
— Вражина, значит, он, вот
кто. Напакостил на родине, а теперь здесь...
Волны быстро проглатывают
грязные листки.
Несомненно, торговец делал
«презенты» не на свои кровные деньги — такие расходы ему, как выяснилось еще на
берегу, мелкому дельцу, были бы обременительны: порнографические журналы за
границей стоят недешево. За его спиной стоят те, кто стремится засорить нашу
страну всевозможной пакостной и идеологически вредной литературой в надежде
оказать свое растлевающее влияние на советских людей. Расчет у них при этом
очень прост. Втянут из тысячи человек в свои сети хотя бы одного, и то уже
улов. Потом через него можно действовать дальше.
Не удержался от соблазна
капитан одного из танкеров. При виде красиво оформленных безделушек и пестрых
этикеток разных вин, которые, казалось, сами шли в руки, разгорелась у него
жажда наживы. Тем более что поставщик, обслуживающий суда, был готов
незамедлительно выдать (разумеется, незаконно) оправдательный документ:
указать в нем одни, а продать совершенно другие, понравившиеся капитану
предметы. Капитан пошел на такую сделку. И начал тратить валюту,
предназначенную для непредвиденных расходов по ремонту и содержанию танкера.
Однако вскоре ему пришлось держать строгий ответ. Сначала перед таможенниками,
потом перед своим коллективом.
— Надо понять и запомнить
раз и навсегда, — говорили ему товарищи, — что незаконные сделки — только
начало падения. За ними может последовать и предательство.
Для капитана это был
жесточайший урок. А иначе нельзя. Промахи за границей без последствий не остаются.
Моральные вывихи и
колебания, несоблюдение правил поведения за рубежом близки к нарушению законов,
регулирующих экономические отношения. В качестве примера можно сослаться на
положение о монополии внешней торговли. Сосредоточение в руках государства
экономических связей с другими странами относится к одним из ранних мероприятий
Советской власти. Нарушение этого положения — контрабанда, которая сурово
карается нашим законом.
Кое у кого до сих пор
сохранилось старое представление о морской контрабанде: темная ночь, бесшумные
парусники, уголовники с ножами в зубах, перетаскивающие тюки и бочки с
товаром, или пиратское судно, разгружающееся
на безлюдном берегу. Все это в прошлом.
Современные контрабандисты промышляют
незаконной переправой товаров через границу среди бела дня, на официально курсирующих
теплоходах. Нередко и на судах типа «река—море».
Второй механик одного из
нефтерудовозов ради личной наживы нарушил закон об обращении с советской
валютой, честь советского моряка променял на метры кримплена, закупленного им
сверх всякой меры в одной из капиталистических стран. Затем уже в другом
месте, в итальянском порту, он быстро нашел общий язык с подозрительным типом,
завернул вместе с ним в безлюдный переулок и, поминутно оглядываясь, обменял
вывезенные им тайно советские деньги на лиры. В Тунисе за несколько динаров
продал свои часы. Всю выручку механик превратил в «товар», надеясь сбыть его
по спекулятивным ценам у себя дома. Не вышло! Уличенный в преступлении, пытался
придать своему поступку подобие морской романтики:
— Хотел испытать риск и
остроту ощущений. — Поняв, что ему никто не верит, опустил голову, признался:
— И подзаработать, конечно...
Помощник капитана танкера
«Волгонефть-102» занимался не какими-то там кусками дешевого кримплена или
мелким ходовым дефицитом. Привез он из-за рубежа новенькую легковую автомашину.
Погрузил хоть и выгодное для него, но незаконное приобретение не на свой танкер
— знал, что капитан не разрешит, — а на другое судно. При этом он обвел, как
говорится, вокруг пальца одного из руководителей райуправления пароходства,
который поверил сказке наглого обманщика о якобы законном оформлении покупки.
Какую же цель преследовал
помощник капитана танкера, умышленно идя на преступление? Уж не захотелось ли
ему, как и второму механику с нефтерудовоза, «морской романтики»? Нет! Урвать
для себя кусок — вот чем руководствовался он.
Кстати, в море всегда есть
возможность испытать подлинный риск, совершить настоящий подвиг.
Не очень уютно было на
танкере «Волгонефть-221». В открытом море — девятибалльный шторм. Огромные
многометровые волны одна за другой обрушивались на судно, перекатывались через
его палубу. Невольно думалось: выдержит ли, речное ведь? Судно выдержало. Но
членам его экипажа пришлось-таки изрядно поволноваться. Нет, не за себя — за
других.
Неожиданно раздался сигнал
«человек за бортом». Оказалось, опрокинулась финская спортивная яхта. Опытный
капитан танкера, двадцатилетний штурман и совсем юные практиканты из речного
училища, рискуя жизнью, незамедлительно бросились спасать неизвестных им
людей, оказавшихся в беде. Иначе поступить они и не могли, ибо именно вот
такими — смелыми, отважными, готовыми в любую минуту протянуть руку помощи —
они воспитаны всем укладом нашей советской действительности.
С каждым годом расширяются
наши международные экономические и культурные связи, и советский человек все
чаще оказывается за рубежом. Несомненно, такие поездки и общение с народами
других стран дают много доброго и тем и другим. Но одновременно возрастают и
возможности реакционных сил для идеологических диверсий, всевозможных
враждебных выпадов и различных провокаций. Им на руку малейшие нарушения
нашими товарищами норм поведения, потеря контроля за своими действиями. Вот
почему, выезжая в страны капитала, необходимо быть предельно собранным,
бдительным, высоко нести звание гражданина Союза Советских Социалистических
Республик. И тогда их не опутают никакие силки, расставляемые нашими врагами,
не затянут никакие подводные течения и подводные камни.
М. БАРЫКИН
ПИСЬМО ОТТУДА
Обычный, стандартный
почтовый конверт. Бельгийские почтовые марки. Штемпель отправления — Брюссель.
Адресовано в Сызрань, в филиал Куйбышевского политехнического института.
Внутри, точно по формату
конверта, миниатюрная брошюра. Тридцать страниц убористого текста. И сопроводительное
письмо. То и другое на тонкой бумаге. Все предусмотрено для удобства засылки контрабандой.
Вкрадчивым, велеречиво
доброжелательным тоном начинается сопроводительное письмо. Явно рассчитанным
на то, чтобы разбередить душу верующего или индифферентного к религии, но
чувствительного человека.
«Дорогой друг!
У нас чего-то не хватает.
Есть пробел в нашем образовании. Мы слишком мало знаем о религии. Мы выслушиваем
— терпеливо или нетерпеливо — одну сторону. Неверующих, борцов против религии.
Но многие из нас хотели бы составить об этом предмете объективное мнение... »
Кто же они, авторы письма,
так фамильярно, как к «дорогому другу», обращающиеся к совсем неведомым им
сотрудникам института?
Они именуют себя так:
«Группа верующих православных за рубежом, организовавших братство «Православное
дело». Задача «Дела» — знакомить соотечественников с основами христианской
веры, заполнить существующий на Родине пробел... »
В действительности
«братство» — один из филиалов так называемой «Русской зарубежной церкви», сыгравшей
особенно зловещую роль в годы Великой Отечественной войны. Восторженно
встретили члены «братства» нападение гитлеровских полчищ на СССР. Организовывали
благодарственные молебны в честь вторжения захватчиков в крупные города и
промышленные центры.
ославляли изменников и
предателей Родины на верную службу бесноватому фюреру. В
послевоенные годы деятели этой так
называемой церкви услужливо поддерживали и поддерживают антисоветские кампании, организуемые империал
ами. Братство «Православное
дело» — один из много-численных буржуазных центров антикоммунизма и
анти-советизма в религиозном обличье.
В соответствии с этой спецификой оно развертывает свою деятельность. По видимости, по форме — это пропаганда
религиозных идей. По существу — проповедь
злобы против
коммунистической идеологии и морали, против социалистического образа жизни. Лишь прикрытая религиозной
тематикой и фразеологией.
Стремление нарушить или хотя бы
поколебать единство и сплоченность дружной семьи советских народов, содружество
социалистических стран. Посеять семена раздора между верующими и неверующими,
недоверие и подозрительность к политике
Коммунистической партии и
Советского государства.
- Империалисты охотно прибегают к религии в
идеалистической борьбе двух социальных систем. Зная, что открыто
враждебные, чуждые нашему строю идеи, как правило, решительно отвергаются советскими людьми,
верующими и неверующими, они
надеются, что те же прикрытые
религиозной оболочкой, легче найдут хотя бы и неосознанный, но сочувственный отклик в
сердцах верующих.
Отлично зная, что наши
средства массовой информации разоблачают подлинные, политические цели подобной
пропагандистской диверсионной деятельности, православные братья»
пытаются маскировать их также посредственным обращением к
читателям, будто в посланиях они преследуют лишь самые благие намерения.
«Мы вне политики, — уверяют они в
упомянутом сопроводительном письме. — В пересылке наших материалов, ничего нелегального нет. Нет никакой идеологической диверсии. Религия в нашей стране не
запрещается. Читайте, делитесь с друзьями. Пусть читают неверующие: это повысит
их культурный и образовательный уровень».
Начав с такой весьма
примитивной маскировки, зарубежные «братья» постепенно обнажают свои подлинные
цели. «Мы поддерживаем требования равенства
Продукция подпольных типографий, используемая куйбышевскими баптистами-раскольниками
граждан», — пишут они, пока
только намекая, будто у нас ущемляются права верующих. — «Возможность делиться
с другими своими убеждениями должна быть дана всем гражданам — и верующим и неверующим»,
— развивают далее ту же мысль. «Свобода религии должна включать и право
родителей воспитывать в религиозном духе своих детей», — уточняют авторы свою
позицию. Позицию соучастников шумной, злонамеренной кампании о защите прав и
свобод человека, развернутой в последнее время буржуазной пропагандой по
инициативе администрации США.
«Почти у всех растут дети и
внуки. Кто научит их?»— патетически вопрошают авторы письма, давая понять, что
вот они-то уж научили бы наших детей и внуков уму-разуму. Каких только не
развелось на Западе непрошеных учителей и наставников, желающих поучать народы
социалистических стран, как им надо жить, какие порядки устанавливать!
«Мы не смеем допустить
превращения нас в атеистическую нацию, в народ, не знающий бога, в народ без
души и нравственности, без здоровых корней!»
Они «не смеют допустить»! И
смеют называть себя составной частью «нас» — советского народа — после то-то
как сбежали от его справедливого гнева. Смиренным вероучителям православия
вроде не очень подходит такой тон. Но не зря говорится: с кем поведешься...
Правда, в конце письма они
опять вкрадчивым тоном обращаются к «дорогому другу», неведомому сотруднику
института в Сызрани: «Помоги нам распространить эту брошюру, но прочти ее
перед этим внимательно сам. Помяни добрым словом зарубежных соотечественников,
твоих жертвенных друзей, не забывающих тебя в изгнании, хотящих тебе и России
только добра!»
С первого взгляда вызывает
недоумение заголовок брошюры «Обращение членов христианских церквей СССР». Что
это? Надо полагать, это значит, что ее авторы не белогвардейские последыши,
продавшиеся империалистам, а верующие граждане нашей страны?
К этой мысли подводит и
вступление: «Представители разных христианских конфессий, мы объединились —
кажется, впервые в истории нашей страны, — чтобы высказать свой взгляд на
положение религии в нашем государстве. Мы выражаем здесь только свою личную
точку зрения, но надеемся, что она совпадает со взглядами большинства наших
братьев по вере... » Прочитав такое, невольно хочется посмотреть, кто же они,
эти выразители «взглядов большинства». В конце брошюры приводятся их подписи.
Первые — представители
немногочисленной в нашей стране секты пятидесятников. Во время обряда крещения
«духом святым» ее последователи погружаются в состояние высшей степени
религиозной экзальтации, нередко заканчивающейся тяжелыми расстройствами психики.
В основном этим обрядом они отличаются в богослужебной практике от официально
функционирующей церкви евангельских христиан-баптистов.
Большая часть пятидесятников
давно уже отказалась от подобного изуверства. Объединилась с баптистами и
свободно удовлетворяет религиозные потребности в специально приспособленных для
этой цели молитвенных домах. Однако отдельные вожаки сектантских группировок,
преследуя главным образом корыстные и амбициозные цели, удерживают своих
подопечных от объединения. Организуют моления тайком на частных квартирах и в
других местах, скрытых от глаз людских.
профессия. Заприметил: куда
прибыльнее, при значительно меньшей затрате энергии, место священнослужителя.
Захотел — и через несколько лет облачился в рясу.
Да вот незадача: не мог
«отец» Глеб удержаться от «мирских соблазнов», которые непозволительны сану
православного батюшки. Любил выпить, увлекался порнографической литературой. В
поисках ее связался со спекулянтами книгами. Вместе с ними оказался героем
фельетона в газете «Вечерняя Москва».
Пришлось батюшке порвать с
компанией. Но ненадолго хватило выдержки. Связался с другой кучкой проходимцев
— со спекулянтами ювелирными изделиями Завел дружбу с матерым уголовником М Севастьяновым,
осужденным за подделку документов.
Кое-кто удивлялся, чем
руководствовался тогда Глеб Якунин, когда, приняв позу борца за свободу совести,
вместе с другим священником, Николаем Эшлиманом, взял да и написал обращение к
самому патриарху. Пустился в рассуждения о неправомерности советского
законодательства о религиозных культах. Рассыпался в упреках церковному
руководству за лояльное отношение к государству.
Ясно, зачем это ему было
нужно. Сразу вокруг имени «героического священника», «великомученика» на
Западе поднялся истерический бум. Буржуазным идеологам нет дела до морального
облика, подлинных убеждений и намерений мнимых «борцов за свободу». Им было бы
имя, за которое можно ухватиться и раздуть «дело». А тут еще и сан, вызывающий
почтение у верующих, — священник.
Любопытно, что писали сами
верующие, прихожане московской церкви «Нечаянная радость», что в Марьиной
Роще, знавшие Якунина лично. «Мы видим в Якунине не пастыря Божия, а
злоумышленника, принимающего храм Божий за источник материального обогащения
без затраченных трудов, а не духовного. Зачем Якунин пошел в священники? Для
наживы, для смуты. Он только и делает, что приценивается к иконам, церковной
утвари. Зная жизнь Якунина, «великомучеником» его никак не назовешь. Он мошенник.
Просим оградить нас от этого типа».
Руководство русской
православной церкви осудило недостойное поведение двух своих подопечных.
Эшлиман признался, что он заблуждался. А Якунин счел более выгодным остаться
на услужении западной пропаганды. Переключился на поставку нашим недругам пасквилей
о родной стране, о родном народе. Как знает уже читатель, его отстранили от
службы в церкви. А на Западе все еще спекулируют его священническим саном,
подписывают диверсионно-пропагандистские материалы: «священник Глеб Якунин».
Есть под брошюрой еще ряд
подписей, в том числе и католиков, и
вожака секты, присвоившей громкое название «Всесоюзная церковь верных и
свободных адвентистов седьмого дня», и членов некой «церкви Христа». - Можно
бы, конечно, заняться сбором сведений и об их
моральном и духовном облике. Но стоит
ли? Разве и так неясно, какие кадры подбирают империалисты для идеологической
борьбы против стран социализма? Теперь
обратимся к самой брошюре. Начинается она
приторными стенаниями по
поводу
якобы «одной из важнейших
проблем в жизни нашей страны» — о «несправедливом» правовом положении религии и
церкви, о неких «гонениях», «дискриминациях», «ущемлениях» прав верующих, из-за
чего будто бы «калечится жизнь всего народа». Затем следует подсказ, как надо
бы «улучшить», «демократизировать»
Советскую Конституцию и
законодательство о религиозных культах.
Особенно трогательно скорбят
«борцы за свободу», причитая, что «хотя в Конституции и нет явного запрета
распространять и отстаивать религиозные взгляды», но «такой запрет
подразумевается Христианам разрешается лишь «отправление культа», за пределами
же храмов и молитвенных домов их голос не должен быть слышен, как не слышны
больше колокола, звон которых некогда раздавался по всей стране».
«Как можно объяснить такое
неравноправие верующих и неверующих граждан одной страны?» — вопрошают они в
заключение. И тяжко вздыхают, поминая былые времена, когда будто бы процветали
подлинные свободы, в том числе и свобода совести.
Стоит в связи с этим кое-что
напомнить о тех «благодатных временах», когда по всей «Руси святой» раздавался
малиновый звон церковных колоколов. Многим из нынешних, особенно молодых
сектантов-экстремистов неведомо, что тогда официально, законодательно
Иностранные издания, которыми пользуется отрадненский пресвитер
сектантов-раскольников Н. Крекер.
было установлено неравенство
религий. «Первенствующей и господствующей» государственной религией
объявлялась православная. А главой ее, «верховным защитником и хранителем»
считался сам царь.
Исключительное право
пропаганды своего вероучения везде и всюду принадлежало православной церкви.
Это была ее привилегия. Все остальные религии были в лучшем случае лишь
терпимы. А последователи некоторых вероисповеданий преследовались не только за
попытки широкой пропаганды своих вероучений, но даже за свои религиозные
убеждения. Лишь в исключительных случаях допускался переход из православия в
другое вероисповедание.
Положение неверующих было
еще более тягостным. В одном из документов 1907 года указывалось, что
«подданные без религии... представляют из себя наиболее нежелательный элемент
в государстве». Распространение атеистических взглядов категорически запрещалось
и преследовалось. «Кто в публичном месте, при собрании более или менее
многолюдном дерзнет с умыслом порицать христианскую веру или православную
церковь, или ругаться над священным писанием и
святыми таинствами, —
говорилось в «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных», — тот
подвергается лишению всех прав состояния и ссылке в каторж-
- ную работу на время от
двенадцати до пятнадцати лет». Только Октябрьская социалистическая революция
покончила с этой вопиющей несправедливостью. Ленинским декретом «Об отделении
церкви от государства и
школы от
церкви» были определены
новые принципы
- взаимоотношений между
Советским государством и церковью. Дальнейшее развитие они получили в конституциях
и законодательстве о религиозных культах.
Ныне каждый гражданин не
только имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, но
и не может подвергаться каким-либо лишениям, ущемлениям, третированию за свои
убеждения. «Граждане СССР, — говорится в Конституции, — равны перед законом
независимо от... отношения к религии... во всех областях экономической,
политической, социальной И культурной жизни».
Глубоко демократичный
характер советского законодательства о культах отвечает интересам широчайших
народных масс, как верующих, так и неверующих. Это видно каждому
непредубежденному человеку. Это понятно, конечно, и идеологам антикоммунизма.
Но надо Же им выполнять классовый социальный заказ, найти
-хоть какую-нибудь лазейку для клеветы, для
превратного истолкования принципов подлинной свободы совести.
И вот — подбрасывают
каверзу. Атеистам, мол, разрешается, а
верующим не разрешается пропагандировать свои взгляды.
Атеистам — свобода атеистической пропаганды, а верующим — «лишь отправление
религиозного культа».
А что такое отправление религиозного культа?
К сожалению, не всем это ясно. Поэтому кое-кто из верующих попадается
на уловки идеологических диверсантов.
Важнейшим элементом
культовых действий являются богослужения. Они весьма
разнообразны, но тщательно продуманы, спланированы. И обязательно
пронизаны определенными идеями. Строго
рассчитанными на возбуждение религиозного чувства.
Православная церковь
использует в этих целях целый комплекс средств. Пышное облачение священнослужителей.
Содержание молитв и песнопений. Их проникновенные мелодии. Роскошное убранство
храма. Таинственное мерцание свечей. Запах ладана и многое другое. В
католических и протестантских храмах — музыка.
В состав некоторых
богослужений входят особые театрализованные церемонии. Например, вынос из алтаря
на середину храма плащаницы в «великую пятницу» у православных. Крестный ход с
ней вокруг храма в тот же день. Крестный ход в пасхальную ночь. Церемонии
хлебопреломления у баптистов. В это время священнослужители и сектантские
проповедники вызывают у присутствующих определенные образные ассоциации и идеи,
возбуждающие не что иное, как религиозные чувства и мысли.
Составной частью отправления
религиозного культа является проповедь. По сути дела, это лекция на религиозную
тему. У баптистов она дополняется еще декламацией стихов. Проповедь служит
главным средством устной пропаганды религиозных идей, систематического
изложения вероучения, религиозной морали. Если богослужение направлено в
основном на чувства, то проповедь — на разум, на сознание слушателей.
Выражаясь современным
языком, своего * рода наглядной агитацией служат религиозные изображения в
храме — иконы. Они помогают наглядно представить себе религиозные персонажи и
события. Как говорится в одном из номеров «Журнала Московской патриархии», они
«являются наглядным, то есть самым простым, самым общедоступным и самым
удобопонятным способом проповеди христианских метин».
Что же все это, как не
религиозная пропаганда и агитация?
Но авторы брошюр льют
крокодиловы слезы и продолжают причитать, будто религия и церковь у нас
настолько угнетены и ущемлены, что скоро и богослужение будет вести
невозможно. Религиозной литературы нет. Что была — истрепалась, а новую
издавать не разрешают. И вот очередная подсказка: ввести в Конституцию пункт,
разрешающий «издательскую деятельность религиозных объединений».
В подобных брошюрках —
демагогические подсказки, а другими путями — практические действия. Как-то в
Латвии, под Ригой, была обнаружена подпольная типография. Экстремистски
настроенные вожаки баптистов-раскольников с помощью зарубежных идеологических
диверсантов организовали печатание религиозной, а также, как они ее именовали,
«духовной» литературы. Это прикрытые религиозной фразеологией клеветнические,
враждебные измышления о нашей стране, о нашем народе. Авторы — околорелигиозные
диссиденты вроде упомянутых выше и зарубежные идеологи антикоммунизма и антисоветизма.
Ну а как все-таки у нас в
стране обстоят дела с изданием религиозной литературы?
За последние годы
православная церковь выпустила несколько изданий Библии и отдельно Нового завета
на русском языке. Ежемесячно выходит «Журнал Московской патриархии». Ежегодно
— сборник «Богословские труды», настольные и настенные церковные календари.
Печатаются сборники проповедей, богослужебные и другие необходимые церкви
религиозные книги.
Мусульмане неоднократно
издавали Коран. Регулярно выходят мусульманский лунный календарь, журнал
«Мусульмане Советского Востока» на арабском, узбекском, английском и
французском языках. Свои издания имеют евангельские христиане-баптисты и
католики, армяно-григорианская церковь и старообрядцы, адвентисты седьмого
дня и последователи других религий.
За послевоенные годы
выпущены десятки полнометражных и малометражных кинофильмов, раскрывающих
жизнь и деятельность наиболее крупных религиозных объединений.
Так что религиозная
пропаганда ведется как устно, так и в печати. С использованием современных
средств музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства в
специально приспособленных для этой цели храмах и молитвенных домах. Попытки же
выйти с проповедью «слова божия» за пределы храмов есть не что иное, как
посягательство на права неверующих, на их свободу совести, как претензия на
возврат былых привилегий религии. И атеистам ведь не позволено, скажем, идти
со своими лекциями в храмы, посягать на права и религиозные чувства верующих. В
этом суть равноправия, подлинной свободы совести. За наруше-